Буддизм представляет собой множество различающихся направлений и школ.
Основу вероучения буддизма составляют четыре «благородные истины»: 1) о страдании (страдание – важнейшая характеристика сансары, круговерти рождений (перерождений) и смертей); 2) о причине страдания (страдание связана со страстным стремлением / влечением к жизни, с неведением относительно природы «Я»); 3) о прекращении страдания (нирвана не подвластна страданию, нирвану можно рассматривать как результат исчезновения сансары); 4) о пути к прекращению (прекращения) страдания (нирвана достижима, если следовать особым путем, состоящим из восьми ступеней – благородным восьмеричным путём).
В буддизме отсутствует понятия Бога-Творца, более того, буддизм отрицает возможность бытия Единого надмирного абсолютного личностного Бога, в то время как Библия уже в самом первом стихе признает Бога первопричиной всего существующего (Быт.1:1).
Факт существования множества божеств в буддизме не отрицается, имеется даже культ поклонения им. Библия же говорит о воображаемых богах: «Все боги народов – идолы» (Пс.95:5).
Молитва есть плод личных отношений между человеком и Богом: кто не верует в Бога как в Личность, да к тому же не верует и в личносность самого человека (буддисты полагают, что не существует субстанционально неизменного личностного начала «Я», бессмертной субстанциональной человеческой души), не может и молиться.
Буддизм, в противоположность христианству, проповедует неприятие мира (тогда как христианство проповедует неприятие существующего в мире греха, греховности).
Буддизм учит, что мы страдаем потому, что желаем временного, и это удерживает нас в рамках иллюзии существования нашего «я», а христианство прямо говорит о том, что мы страдаем из-за последствий грехопадения: греха и смерти. Более того, согласно христианскому учению, личностные особенности человека отражают собой Божественные совершенства (разум, свободная воля, нравственное чувство, царственное достоинство и пр.)
Если конечная цель есть избавление от перевоплощений и совершенное уничтожение личного бытия, то добродетель низводится на степень лишь подготовительного средства.
Аскетизм буддиста, в отличие от аскетизма христианина, исходит не из цели раскрытия личностных особенностей человека в правильном направлении, не из цели личностного соединения человека с Богом и ближними, а из цели единого постулата — восхождения в безличностность мнимую, ложную реальность.
Некоторые невоцерковленные люди считают себя одновременно буддистами и православными. Церковь в чине Торжества Православия провозглашает первым же пунктом: «Отрицающим бытие Божие… – анафема».
***
Среди современного поколения необыкновенно популярны восточные “мудрецы”, индийские гуру, тибетские ламы, японские учители дзен-буддизма и т.п. … Суть же и цель всех этих “духовных” сетей и ловушек всегда одна: увести человека от познания Истинного Бога, от покаяния, усыпить и успокоить совесть без исповедания грехов, сокрыть истинное болезненное положение души, создать иллюзию “духовного” и физического здоровья…Все эти учения есть духовный наркоз… Восточные религии внушают больному человеку, что он здоров, пробуждают в нем веру в свои совершенство и божественность, питают гордыню, по действию злых духов щедро одаривают его самыми изысканными и приятнейшими “духовными утешениями”, “видениями”, переживаниями “блаженств”, “покоя”, “мира” и “бесконечности”.
Вступающий на путь подобных религиозных опытов вскоре начинает ощущать на себе их явное действие, видит в себе многие изменения к “лучшему” – он, как ему кажется, становится спокойнее, увереннее в себе, бодрее, даже радостнее, примиряется с ближними и т.п., но это плоды глубокой прелести, дворец этот выстроен на ложном основании – на песке гордыни, самоупоения, лести себе, на обожествлении самого себя.
архимандрит Лазарь (Абашидзе)
Христиане иногда впадают в прелесть, а йоги в ней изначально находятся.
протоиерей Владимир Цветков
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри — волки хищные»